Первая вычислительная реализация красоты в глазах смотрящего
Как достичь безграничной креативности, сбежав из «тёмной комнаты» сознания
Фантастически интересная работа Карла Фристона, Энди Кларка и Акселя Константа «Культивирование креативности: прогнозирующий мозг и проблема освещенной комнаты», — яркое подтверждение одного из 3х «великих переломов 2023» о которых я писал в одноименном посте. Эта работа предлагает решение доселе нерешенной загадки «конституции биоматематики», в которую неуклонно превращается претендующий на звание «единой теории мозга» принцип свободной энергии (Free Energy Principle), сформулированный и формализованный Карлом Фристоном.
Загадка же в следующем противоречии.
✔️ Принцип свободной энергии предполагает, что интеллектуальные агенты (напр. все биологические системы) стремятся минимизировать т.н. “свободную энергию”, понимаемую здесь, как максимум «сюрпризов» — разницы между предсказаниями организма о его сенсорных входных сигналах (воплощенными в его моделях мира) и ощущениями, с которыми он действительно сталкивается.
✔️ Но с другой стороны, будучи интеллектуальными агентами, биологические системы в процессе творческого поиска вовсе не избегают сюрпризов. Если бы ими двигала только необходимость минимизировать неопределенность, они бы всегда стремились к ситуациям с минимальной неопределенностью, что исключало бы нарушение их прогнозов (напр. забрались бы в темный угол и не вылезали оттуда, как это сформулировано в т.н. «проблеме темной комнаты»).
Решение этой загадки, как показано в новой работе Фристона и Со, в том, что креативность (как и разум) не рождается исключительно в мозге. И даже не ограничена в своем появлении границами тела интеллектуального агента.
Креативность возникает в результате изменений степени взаимодействия между прогностическим мозгом и меняющейся средой, постоянно перемещающей ориентиры механизма минимизации ошибок.
Напомню, что тезис о расширенном разуме, предложенный Энди Кларком и Дэвидом Чалмерсом, утверждает, что когнитивные процессы могут выходить за пределы индивидуума, включая в себя элементы его окружения. Согласно этому тезису, инструменты и технологии, которыми мы пользуемся, могут стать частью нашего мышления. Например, использование блокнота для записи и запоминания информации может считаться частью когнитивной системы человека, так же как и его память или способность к рассуждению. Это размывает границы между умом и внешним миром, предлагая новый взгляд на то, как мы взаимодействуем с нашей средой и как она влияет на наше мышление.
Работа Фристона и Со обосновывает аналогичный тезис применительно к творчеству (креативности).
- Творчество можно представить, как способность исследовать (модельное) пространство идей. В то же время, — это процесс, разворачивающийся посредством взаимодействия разума и социально-материальной среды. Т.е. творчество — это скользящий (социально и экологически распределенный) процесс выдвижения гипотезы решения проблемы, а затем тестирования и доказательства этого решения, которое должно быть новым (т.е. статистически отличным от предыдущих) и подходящим (т.е. отвечающим требованиям задачи).
- Т.е. творчество — это явление, возникающее на стыке культуры, языка, материальности, образования и обучения. Это вовсе не процесс зарождения семени новизны исключительно в сознании интеллектуального агента. Творчество возникает в сетях акторов, ресурсов и ограничений.
- Т.о. результаты творчества (искусство, красота и тому подобное) вполне могут быть в глазах смотрящего, а не в самом продукте творчества или в сознании его создателя.
При такой трактовке агент достигает безграничной креативности путем когнитивной экспансии за пределы «тёмной комнаты» сознания. Ибо любая новая реконфигурация сенсорных ландшафтов расширяет возможности прогностического разума.
________________________________
Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях