Секрет нашего разума — нерациональность
Уникальное эволюционное преимущество, помогающее выживать и творить
Вот «тест на сверхразум», свойственный только людям.
На столе что-то типа коробки хитрой формы с непонятными наворотами. В ней то, что вам нужно достать. Вам позволяют подглядеть, как это делают трое других испытуемых. Все они, прежде чем поднять крышку: трижды стучат по ней пальцем, потом ладонью трут дно коробки, затем дергают за что-то типы ручки сбоку и лишь потом поднимают крышку, доставая из коробки приз.
Как поступите вы?
100 против 1 — вы повторите все подсмотренные вами у других бессмысленные действия, не имеющие отношения к открыванию крышки. Ибо вы — венец эволюции земного разума, придумавшего и построившего на планете все от пирамид до космической станции и создающего порой непостижимые абстракции в математике, музыке и т.д.
И если вы думаете, что использованный вами абсолютно нерациональный способ открытия коробки — результат длительного формирования в культурной среде людей, — вы ошибаетесь. Как показывают многочисленные эксперименты, так поступают даже малые дети.
А вот наши ближайшие эволюционные родственники — шимпанзе так не умеют. Будучи абсолютно рациональными, они проигнорируют не относящиеся к цели увиденные ими «танцы с бубном» вокруг коробки и поступят 100%-но рационально — просто поднимут крышку, отделяющую их от лакомства, и незамедлительно съедят его.
Как же этого добилась эволюция?
Решение суперпростое, как и все сверхгениальное — наделить людей способностями суперимитаторов
(читайте великого Мерлина Дональда)
Миметическое (подражательное) познание, основанное на копировании действий и жестов, — это основа основ когнитивной эволюции людей до появления языка.
Человеческий инстинкт копировать, а не думать самостоятельно, оказался эволюционно чрезвычайно полезен. Инстинкт подражания родителям, наставникам и сверстникам помогает учиться, ладить в компании, организовывать и, в конечном итоге, строить общие модели поведения, позволяющие людям выживать и развиваться. По сравнению с другими приматами, мы — чемпионы по имитации: мы копируем, даже если для этого нет никаких рациональных причин (как в вышеописанном «тесте на сверхразум»).
Человеческая нерациональность проявляется во всем: психология и принятие решений в экономике, политике, социальных вопросах и повседневной жизни.
Эта нерациональность позволяет нам (А) выживать в экстремальных ситуациях и (Б) творить.
Пример 1го см. у Дирка Хелбинга. Он моделировал поведение людей при катастрофах, типа пожара в клубе «Хромая лошадь». На модели видно, что до определенных пределов стадный эффект (бездумное копирование действий других) реализует самую выгодную из стратегий. Это самоусиливающийся эффект правильных решений, когда кто-то находит выход, а другие просто следуют за ним (N.B. после определенного уровня это уже не помогает).
Пример 2-го см. у Джозефа Хенриха. Он показал, что нерациональная способность суперимитации породила множество культурных инноваций (огонь, приготовление пищи, емкости для воды, знания о растениях, метательное оружие …), которые, в свою очередь, способствовали расширению нашего мозга и решающим образом изменили нашу физиологию, анатомию и психологию. В итоге у людей сформировался «жидкий мозг», сделавший нас полубогами.
Насколько нужно быть нерациональным, чтобы:
- изобретать немыслимые и никогда не существовавшие на свете виды деятельности?
- угробить год на алгоритм расчета оптимальных бутербродов с арахисовым маслом и бананом?
На что еще, кроме нерациональности, могли бы рассчитывать люди при решении невычислимых задач, связанных с аффордансами и серендипностью?
________________________
Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях.