Мы не иррациональные обезьяны, а сверхэффективный суперкомпьютер

Смена парадигмы иррациональности косвенно подтверждает вычислительную теорию разума

Сергей Карелов
3 min readAug 8, 2022

Наша иррациональность (нерациональное поведение при принятии решений и осуществлении выбора) уникальна. Ни одно животное не способно действовать столь нерационально, выбирая, рискуя или сотрудничая. Люди — особый вид, иррациональность поведения которого (наряду с языком) превратила нас в царя природы и сверхразумное подобие Бога (кто бы еще из животных променял жизнь в раю на несколько укусов яблока — шутка, соответствующая реальности).

Разгадать природу нашей иррациональности психологи, экономисты и нейробиологи целенаправленно пытаются 60+ лет. В результате опубликованы тысячи научных статей и более двухсот монографий, присуждено несколько Нобелевских премий, проданы миллионы экземпляров мировых бестселлеров…

Но центральный вопрос экономики, психологии и нейробиологии принятия иррациональных решений — почему поведение людей при выборе вариантов столь предвзято, — по-прежнему открыт.

Установлено, что источником предвзятостей являются многообразные когнитивные искажения.

Но что за механизм их вызывает?

Согласно традиционным представлениям, механизм примерно таков — мозг функционирует, как несколько конкурирующих агентов:

  • быстро и неосознанно на автомате решающей Системы 1
  • и внимательно-задумчивой и потому медленной Системы 2

В результате внутренней конкуренции агентов возникают когнитивные искажения, ведущие к иррациональному поведению: странные финансовые решения; поступки, совершенные как бы в несознанке; импульсивные решения во вред себе (типа приема наркотиков) и т.д.

ОДНАКО!

В августовском выпуске Trends in Cognitive Sciences публикуется новая работа отца нейроэкономики Пола Глимчера «Efficiently irrational: deciphering the riddle of human choice». Она подводит итог 10-летних исследований Глимчера,

результаты которых могут кардинально поменять существующую научную парадигму объяснения иррациональности выбора людей в нейробиологии, психологии, экономике, социологии и политике.

Революционный вывод новой теории в том, что никакой иррациональности нет: мозг вовсе не максимизирует функцию полезности, а абсолютно рационально ищет компромисс между точностью своих вычислений и энергозатратами на них.

Сверхразумность Homo имеет высокую энергетическую цену (см. рис. под заголовком поста):

  • Вычислительные потребности мозга около 10 ватт энергии в час (за сутки — 240 Вт)
  • Для выработки 240 Вт требуется примерно 400 ккал энергии (около 20% суточной нормы поступающих с пищей калорий)

Это сверхэффективное энергопотребление мозга в сравнении с современными компьютерами, потребляющими в 30–100 раз больше энергии, но зато способными обеспечить высочайшую точность вычислений.

Чтобы повысить точность вычислений мозга на порядок, потребовалось бы 100 ватт энергии в час.

  • За сутки энергопотребление составило бы 2400 Вт
  • Для их выработки требуется примерно 4000 ккал энергии. Если этот объем калорий составит около 70% суточной потребности, то человеку потребуется ежедневно потреблять пищи, содержащей около 5600 ккал.

Т.е. для повышения точности вычислений лишь на 1 порядок, людям пришлось бы есть в 3 раза больше.

Но как говорится,

съесть-то он съест, да кто ж ему даст?

Реальность среды обитания не позволяла эволюции пойти на подобные энергозатраты мозга. Пришлось искать компромисс между точностью вычислений и энергопотреблением.

Как это делается в мозге, сам Глимчер рассказывает в часовой лекции.

И если Глимчер прав, это сильный (хоть и косвенный) аргумент в пользу вычислительной теории разума.

________________________

Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях

--

--

Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации