Передача эмоций без слов — возможна
Взаимосвязь Грейнджера выявила наличие у людей системы синхронизации эмоций с помощью языка тела
Ближайшее десятилетие будет жутко интересным, поскольку мы приближаемся к разгадке ряда великих тайн человечества. Таких, например, как два самых популярных междисциплинарных вопроса о понимании механизмов работы разума и сознания. К разгадке этих 2х тайн мир уже подошел достаточно близко:
- уже понятно, что наш разум — это результат работы супер-усовершенствованной эволюцией машины предсказаний для адаптации и выживания организма во внешней среде;
- также уже известно, что сознание — это вовсе не продукт коммуникации отдельных нейронов мозга, а сложный паттерн процесса динамического взаимодействия 42ух областей мозга, принадлежащих к шести разным нейронным сетям.
Но этими двумя вопросами перечень сокровенных тайн, как и почему человек устроен так, как устроен, — далеко не исчерпывается. И на подходе раскрытие многих других тайн, столь чарующих и пленяющих своей кажущейся эзотеричностью, что мы привыкли относить их, скорее, к парапсихологии и т.п., чем к науке, поверяемой экспериментом.
Вот три замечательных тайны на стыке коллективных эмоций, невербальной коммуникации и совместной деятельности.
✔️ Какова роль и границы возможностей невербальной коммуникации в качестве модулятора и синхронизатора коллективного эмоционального выражения и поведения?
✔️ Каков механизм передачи эмоций и координации эмоциональных состояний при совместной деятельности?
✔️ Каким образом музыканты коммуницируют между собой свои чувства при исполнении музыки?
Каждый из этих 3х вопросов — тайна колоссального уровня сложности.
Представить себе, что кто-то в одном исследовании одновременно замахнется на все 3 тайны, мне казалось абсолютно невозможным.
Но вдруг такое случилось, — опубликованы результаты исследования “Body sway reflects joint emotional expression in music ensemble performance”.
До сих пор все исследования коллективной деятельности людей касались лишь физической или интеллектуальной совместной деятельности. В новом же исследовании впервые удалось проанализировать процесс совместного эмоционального выражения, в котором координация эмоциональных состояний между людьми является одной из основных целей совместной деятельности.
Экспериментальным полигоном стало профессиональное коллективное исполнение музыки- музыкальные ансамбли.
Эмоциональное выражение — главная цель исполнения музыки, и исполнители часто отходят от нотной партитуры, чтобы передать эмоции и музыкальную структуру, вводя микровариации в интенсивности и скорости. Поэтому исполнители музыкального ансамбля должны координировать не только свои действия, но и общие выразительные цели.
Более того.
Игра ансамбля — это совместная работа куда более высокого порядка, чем микровариации в интенсивности и скорости.
Тут и стилистическая асинхронность, и сложная динамика лидера-последователей, и выразительные изменения тембра, фразировки и динамики, имеющие место в течение более длительных временных масштабов и не обязательно являющихся отражением временной связи между событиями.
✔️ Каким образом это все можно описать?
✔️ Каким математическим аппаратом анализировать?
✔️И как это все фиксировать в эксперименте и обрабатывать на компьютерах?
Решать такие задачи в лоб оказалось непродуктивным. Например, использование кросс-корреляционного анализа интервалов между нажатиями клавиш дуэта фортепиано так и не выявило взаимоотношений лидера и последователя, поскольку они зависят от аспектов совместной работы, связанных с более длительными временными шкалами.
И вдруг авторов осенило.
А что если исследовать качания тела музыкантов?
Я до сих пор (30 лет прошло) не могу забыть, как слушала фортепьянное исполнение моего сына его преподаватель музыки Наталья Петровна! Это надо было видеть! Движения ее тела были настолько эмоционально выразительны, как этого никогда не передашь словами, и в то же время, эти покачивания были столь же точны и выверены, как движения дирижёрской палочки. Но главное, — этими движениями, она как бы вела за собой игру своего ученика. А он, не поднимая глаз, согласованно качался и громко сопел, сидя за фортепьяно, каким-то образом ухитряясь следовать, в меру своих скромных способностей, задаваемой преподавателем эмоциональной картине исполнения.
А что, если одеть музыкантов в костюм «захвата движения» (Motion Capture) и всю оцифровку движений с этих костюмов анализировать, как большие данные, в поисках неизвестных пока паттернов?
Мысль интересная. Но каким математическим методом проводить анализ? Ведь, как упоминалось выше, кросс-корреляционный анализ здесь не работает из-за непонятности того, в каких временных интервалах искать корреляции.
И тут авторов осенило попробовать Причинность по Грэнджеру (Granger causality) — понятие, используемое при анализе временных рядов, формализующее причинно-следственные связи между ними.
Причинность по Грэнджеру является необходимым, но не достаточным условием причинно-следственной связи. Суть этой причинности в том, что будущее не может быть причиной настоящего или прошлого. То есть причина как минимум должна предшествовать следствию. Однако, сам факт предшествования ничего не говорит о наличии причинно-следственной связи. Важно лишь то, что предшествующие значения «причины» оказывали ощутимое влияние на будущие значения «следствия» и притом прошлые значения «следствия» не оказывали существенного влияния на будущие значения «причины».
Вот такой непростой компот получается. Но сработало!
Что в итоге.
- В исследовании использовался комплекс Motion Capture шведской фирмы Qualisys с применением программного пакета Qualisys Track Manager, данные которого потом анализировались с помощью пакета прикладных программ MATLAB.
- В качестве испытуемых работали профессиональные музыканты высокого уровня, которые выступали вместе в течение многих лет.
- Каждое испытание музыканты играли в 2х режимах: (1) режим музыканта-человека, т.е. вкладывая в исполнение эмоции и выразительность; (2) режим робота или музыкального автомата, т.е. без личных эмоций и субъективной выразительности.
- После завершения каждого испытания каждый исполнитель независимо друг от друга оценивал пять аспектов работы группы, используя 9-балльную шкалу Лайкерта (от низкого: 1 до высокого: 9): (1) Исполнительский уровень («насколько хорошо это было в целом?»), (2) Выражение эмоций («Насколько хорошо была выражена эмоция?»), (3) Валентность эмоций («Насколько грустна-счастлива была выраженная эмоция?»), (4) Интенсивность эмоций («Насколько интенсивно-спокойной была выраженная эмоция?») И (5) Синхрония («Насколько технически синхронизированной она была?»). Поскольку в состав ансамбля входили высококлассные музыканты, предполагалось, что они будут чуткими судьями по этим параметрам.
- Выставленные оценки сопоставляли с показателями, полученными анализом Причинности по Грэнджеру данных с комплекса Motion Capture.
Установлено следующее (сухие научные выводы):
✔️ Музыкальное исполнение ансамблем — это общий структурированный поток информации, на который влияют независимые переменные эмоциональности и экспрессивности.
✔️ Экспрессивность и эмоциональность исполнения музыки ансамблем модулируются не корреляциями между исполнительскими элементами звуковоспроизведения отдельных музыкантов, а показателем, названным Взаимосвязь Грейнджера.
✔️ Взаимосвязь Грейнджера отражает совместные эмоциональные выражения коллективно действующих лиц. При этом движения тела — это глобальное измерение, отражающее суммирование всех действий отдельного человека.
✔️ Движения тел всех соисполнителей музыки отражают коммуникационно-эмоциональные аспекты совместных действий более высокого порядка, чем иные известные типы коммуникаций.
— — —
Что можно добавить к выводам (субъективного, спорного, но интересного и потенциально важного).
- Похоже, что в человека заложен специальный механизм невербальной эмоциональной коммуникации.
- Этот механизм не столь универсален и изыскан, как языковая коммуникация, но, будучи заточен на передачу коллективных эмоций при совместной деятельности людей, оказывается на порядки точнее и эффективней в той узкой области коммуникаций, для которой он предназначен (подобно «танцам» пчел для передачи информации об источниках пищи и подлетных маршрутов к ней).
- Возможно, этот механизм может быть активирован за пределами музыки и употреблен для утилитарных целей эффективной эмоциональной коммуникации.
И тогда, вместо попыток путанно и двусмысленно объяснить, что не враг я тебе, и зла тебе не желаю, можно будет просто покачать особым образом головою и потрясти плечами… и тебя поймут, и будет нам счастье.
Ведь как говорил Конфуций:
«Счастье — это когда тебя понимают».
А какое уж тут понимание, если мысль, облаченную в слова, каждый может понять по-своему.
…Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь,
Взрывая, возмутишь ключи,
— Питайся ими — и молчи…
Так что, если бы в наиделикатнейшем и наиважнейшем деле эмоциональных коммуникаций людям можно было бы обойтись без «изреченных слов» путем прямой передачи эмоции от человека к человеку, — это был бы класс!
И возможно, со временем люди научатся подобному, если природа, на самом деле, заложила в нас такие возможности, и нужно лишь научиться ими пользоваться.
Музыканты ведь умеют это делать, даже не осознавая, что они делают.
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь