Рулить миром будет не тот, у кого ИИ круче, а чей ИИ сможет делать «это»
США готовят ассиметричный ответ Китаю и России
Речь идет о перевороте в «искусстве войны».
Вводится новый смысл — Когнитивная эффективность военных действий. Это понятие революционизирует военное применение ИИ.
В июле Эрик Шмидт (председатель Комиссии по нацбезопасности ИИ и бывший CEO & Chairman Google/Alphabet) и Роберт О. Ворк (зам-председателя Комиссии по нацбезопасности ИИ и бывший Зам-министра обороны США) запустили национальный мозговой штурм по поиску идей, как с помощью ИИ обеспечить абсолютное военное преимущество США в мире.
На основе лучших таких идей Комиссия по нацбезопасности ИИ готовит доклад с предложениями Конгрессу и Белому дому.
Нужно признать, что поступающие Шмидту и Ворку идеи/предложения впечатляют. Это очень круто.
Вот характерный пример — идея/предложение Брэда Дьюеса.
Брэд - майор ВВС США, тактический офицер воздушного управления 13-й воздушной эскадрильи в Форт-Карсон (штат Колорадо), выпускник стипендии Главного штаба ВВС по стратегическим наукам, получивший степень доктора наук в области принятия решений в Гарвардском университете.
Название идеи — ИЗМЕРЕНИЕ ВОЙНЫ: КОГНИТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ В ЭПОХУ ИИ.
Суть идеи.
Современная военная аналитика измеряет всякую хрень и не меряет самого главного — когнитивной эффективности военных действий. Научившись измерять ее с помощью ИИ, с его же помощью можно будет прогнозировать когнитивную эффективность военных действий. Тот, кто это научится делать (а вовсе не тот, у кого ИИ будут круче), обретет абсолютное военное преимущество.
Пояснение 1.
Билли Бин, генеральный менеджер бейсбольной команды Oakland Athletics, столкнулся с аналогичной проблемой в начале 2000-х. Ему нужно было создать конкурентоспособную команду с одним из самых маленьких бюджетов лиги. Бин обратился к т.н. “Moneyball” — подходу (см. фильм «Человек, который изменил всё», чит. книгу [«MoneyBall. Как математика изменила самую популярную спортивную лигу в мире». Это был новый аналитический метод, оценивающий способности игроков на основе статистических данных. “Moneyball” — подход был революционным не потому, что он был аналитическим —цифры всегда были частью бейсбола. Он был революционным, поскольку продемонстрировал, что аналитика бейсбола измеряла всякую хрень и не мерила самого главного. Билли Бин применил “Moneyball”–подход и совершил революцию в бейсбольной аналитике, изменив в ней всё.
Пояснение 2.
Единственный результат военных действий, который в конечном итоге имеет значение, происходит на когнитивном уровне — на уровне, где противники воспринимают и придают значение действиям, предпринимаемым против них. Более конкретно, когнитивное воздействие военных действий — это степень, в которой это действие изменяет убеждение противника в том, что он может максимизировать свои собственные интересы военными средствами.
В том, что конечной целью военных действий является изменение суждений противника, нет ничего нового. Эта идея является вечной правдой о природе войны и зафиксирована в знаменитой фразе Клаузевица — «война есть продолжение политики иными средствами».
Можно еще перефразировать проф. Преображенского — военное поражение фиксируется не на поле боя, а в головах лиц, принимающих решения (ЛПР).
Но проблема в том, что людям крайне сложно понять связь между военной стратегией, конкретными тактическими военными действиями и изменением суждений военных ЛПР противника, происходящих в результате этих тактических действий.
Военное мышление должно было бы распространяться за пределы легко поддающихся измерению средств применения силы — количества войск, кораблей, самолетов, снарядов или бомб. Необходимо увеличить число переменных, которые помогают нарисовать картину того, как противник смотрит на мир — его стратегические цели, уровень отчаяния, вероятная эмоциональная реакция, взгляды на стратегическую эффективность и тактическую результативность. Это интерпретация действий противником определяет когнитивный эффект действия.
ИИ должен научиться предсказывать эту интерпретацию. Зная такой прогноз, можно будет манипулировать суждениями противника.
Пояснение 3.
Эффективность военной кампании следует мерить не так, как сейчас: числом пораженных целей, сбитых самолетов, уничтоженных военных и т.п. Все это хрень. Единственный верный способ оценки — это оценка того, как изменились суждения противника о состоянии и перспективах идущих военных действий. Он ближе к победе или поражению? Насколько ситуация стала лучше или хуже? И почему так?
Без ИИ достичь этого было невозможно. Но теперь ИИ должен сосредоточиться не только на применении силы, но и на влиянии этой силы на суждения противника. Сбор и поддержка правильных данных — лишь первый шаг.
Пояснение 4.
Когнитивная эффективность действия — это не то же самое, что психологическая война.
Психологическая война, в основном, относится к ненасильственным операциям, связанным с распространением информации.
Когнитивные эффекты, в противоположность этому, являются результатом любых военных действий: как насильственных, так и ненасильственных.
P.S. Эта идея о новом «искусстве войны» многим покажется полной ахинеей. Но я бы не стал спешить с выводами. “Moneyball” — подход в начале тоже казался большинству профессионалов полным идиотизмом и профанацией. И каков результат?
А еще стоит помнить, кто стоит за всем этим. Знания, опыт и авторитет Эрика Шмидта и Роберта Ворка, — совсем не фунт изюму. И если они окажутся правы, противникам США вряд ли поможет новое чудо-оружие.
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь