Социэкономическое неравенство зашито в генах

Карьеры Ломоносова и Путина — всего лишь исключения

Сергей Карелов
4 min readJun 20, 2019
«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева

Над вопросом, почему персональный состав элит стабильно воспроизводится со сменой поколений — “почему сын майора не может стать генералом” — люди давно ломают голову. Лежащий на поверхности ответ — «потому что у генерала свой сын есть» — правилен по сути, но не раскрывает механизма того, как это работает в обществе.
Новое междисциплинарное исследование выявило этот механизм.
Суть в том, что люди живут не в реальности, а в мире своих впечатлений.И в этом мире впечатлений есть мифы и фикции покруче тех, о которых писал Харари.

Социоэкономический статус (SES) — высокий, средний и низкий — делит любое общество на 3 страты в зависимости от дохода, образования и рода занятий самого человека и членов его семьи. Барьеры между стратами SES — хоть и кажутся преодолимыми, — но на практике их преодолеть удается лишь единицам — исключениям, подтверждающим это правило. Так было во все времена и продолжается во всех странах, при всех укладах, при любой идеологии или ее отсутствии.

Почему так?

Почему, не смотря на декларации равных возможностей и социальной мобильности, родившийся в семье высшей страты, с большой вероятностью в ней и останется?

А имевший несчастье родиться в нижней страте имеет лишь призрачный шанс попасть в верхнюю?

В чем секрет? Где искать ответ — у Маркса, Кейнса, а может быть, Фрейда?

Солидная работа университетов Стэнфорда и Вирджинии совместно LenddoEFL, опубликованная в майском выпуске Journal of Personality and Social Psychology, озаглавлена витиевато и интригующе — «Социальные преимущества индивидов с неверной самооценкой: связь между социальным классом и самоуверенностью и ее последствия для классового неравенства».

Авторам, проведшим обширный цикл связанных исследований удалось наконец найти причину воспроизводства железобетонных общественных иерархий, определяющих принятие обществом неизменного социоэкономического неравенства.

Причина оказалась зашита глубже, нежели происхождение, богатство и образование людей.

Глубинная первопричина зашита в психологию людей и передается новым поколениям в генах. Это нейропрограмма восприятия социального статуса незнакомцев, в которую в ходе эволюции вкрался баг. А точнее, даже не баг, а недоработка, связанная с тем, что люди — это уже продукт культурной эволюции в ни меньшей степени, чем продукт эволюции биологической.

Вследствие колоссально развитого воображения, что в корне отличает людей от животных, они живут как бы не в реальном мире, а в мире своих представлений о нем. Харари называет наиболее общепринятые из таких представлений (типа богов, денег, акций и корпораций) мифами или фикциями, лежащими в основе масштабируемого сотрудничества (которому человечество обязано всеми своими достижениями).

Однако оказалось,

у людей есть мифы и фикции еще более глубинные, чем боги и деньги. Да еще и зашитые в гены.

Например, врожденное принятие социальных иерархий, — супер-нейрокод, эволюционировавший с развитием культуры (породившей экономику) в принятие социоэкономических иерархий.

В нашем примере с SES, из-за недоработки зашитого в нас нейрокода, возникла следующая алгоритмическая цепочка положительной обратной связи.

  1. Чем выше SES, тем выше самоуверенность человека (даже при практической демонстрации ему его явной слабости в том, в чем он так высоко себя ценит).
  2. Эта самоуверенность дает человеку решающее социальное преимущество. Люди из более низких страт SES воспринимают самоуверенность представителей более высоких страт, как объективное преимущество последних. И в следствие этого признают приоритет, подчиняются и готовы воспринять некомпетентного, но сверх-самоуверенного типа за «элиту», начальство, правительство, депутата или президента.
  3. Готовность подчиниться и признать приоритет сверх-самоуверенных представителей более высокой социоэкономической страты замыкает положительную обратную связь и увековечивает существующую в обществе социоэкономическую иерархию.

Таким образом, единожды возникшая иерархия SES имеет устойчивую тенденцию к сохранению и самовоспроизводству в новых поколениях. Единственное, что может капитально менять эти иерархии — революции, физически истребляющие представителей высоких страт или выдавливающие их за пределы страны.

Таким образом, широко распространенное убеждение, будто бы все думают, что они лучше, чем в среднем, — ошибочно. Исследование показало, что этот тип мышления распространен лишь среди средней и высшей страт, причем в последней он доминирующий.

Так что нечего пенять на социальную несправедливость мира. А богатство и образование — лишь типичные характеристики, свойственные более высоким стратам общества. Власть имущая элита не могла бы воспроизводится в своих детях с сохранением существующей в обществе социоэкономической иерархии, если бы не баг нашего нейрокода.

  • Исправит ли со временем эволюция культуры этот баг?
  • Или же это вообще не баг, а оптимальный код для адаптации Homo sapience к колоссальному темпу эволюции культуры?

Пока не известно.

Подробней:

________________________________

Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на
обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное».
Подпишитесь

--

--

Сергей Карелов
Сергей Карелов

Written by Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации

Responses (4)