США попали в «спираль смерти»

Утащат ли они мир за собой?

Сергей Карелов
9 min readSep 14, 2020

Новый (третий) прогноз Эда Йонга о пандемии не сулит США ничего хорошего, ибо страна уже в капкане «спирали смерти», выскочить из которой можно лишь по счастливой случайности. Два предыдущих прогноза Йонга уже сбылись.

Самое неприятное в этом прогнозе — его безысходность. Именно поэтому Йонг выбрал для него метафору «спирали смерти». Это природное явление, состоящее в том, что один или небольшая группа рабочих муравьёв, казалось бы, без каких-либо причин, начинает бегать по кругу, постепенно вовлекая в карусель всё больше и больше других муравьёв. Муравьи продолжают накручивать спиральные круги до тех пор, пока не падают замертво от полного истощения, оставляя на месте «спирали смерти» гору погибших.

Я согласен с Йонгом, что эта метафора лучше всего подходит для описания хода пандемии COVID-19 в США. Осталось вам рассказать — почему.

«Спираль смерти» и стигмергия

Предположительное объяснение этого феномена — действие стигмергии, открытой еще в 1959 французским ученым Пьером-Полем Гроссе, посвятившим десятилетия изучению термитов.

Стигмергия (от греческих слов «стигма» — метка и «эргон» — действие) — это механизм спонтанного непрямого взаимодействия между индивидами, посредством оставления ими в окружающей среде информационных меток, стимулирующих дальнейшую активность других индивидов.

У термитов в качестве инфометок выделяются феромоны, которыми они помечают для идущих по их следу дорогу к найденному источнику пищи. Или путь, следуя которому, будет построена колонна термитника, когда термиты стараются бросать крупицы почвы на оставленную другими термитами кучку. В результате, маленькие кучки быстро вырастают в огромные колонны.

Здесь все предельно просто: если уловил запах феромона, иди по этому следу и сам выделяй феромоны, чтобы дорога посильнее пахла для идущих за тобой.

По сути, стигмергия является крайне эффективной и простой формой самоорганизации, позволяющей создавать сложные, казалось бы, интеллектуальные структуры без какого-либо планирования, контроля и даже без прямой связи между индивидов.

Вот прекрасная анимация, объясняющая важнейшую роль стигмергии в жизни муравьев (о механизме действия стигмергии с 2:05 — есть субтитры на русском языке).

Но стигмергия может иметь и катастрофические последствия. И «спирали смерти» — один из весьма наглядных примеров. Если тропы рабочих муравьев случайно замкнутся на себя, муравьи окажутся в ловушке. Они превращаются в плотный, закрученный вихрь тел, бесконечно следующих друг за другом, пока не падают от истощения или обезвоживания. Муравьи не могут ощутить запах ничего иного, кроме феромонного следа, оставляемого идущими впереди.

И нет никакой координирующей силы, которая бы увела их в безопасное место от «спирали смерти». Она становится для муравьев тюрьмой, стены которой — их собственные инстинкты.

Непреодолимая сила стигмергии. Источник: https://blog.ubiquity.acm.org/why-cant-programmers-be-more-like-ants-or-a-lesson-in-stigmergy/

Но причем здесь люди, пандемия и США?

Дело в том, что пандемия COVID-19 стала первой в истории постнормальной пандемией, непременным элементом и одним из главных катализаторов которой является инфодемия.

Последняя же стала самозарождающимся неотвратимым феноменом благодаря глобализации и, в первую очередь, благодаря превращению инфокоммуникационной среды человечества в глобальное цифровое пространство интернета: всемирная паутина, электронные СМИ, социальные сети, Википедия, технокультура смартфонов. Все это управляется алгоритмами поисковиков, рекомендательных систем, платформ для изучения людей, влияния на них и контроля над их действиями. А в основе всех этих алгоритмов новый тип стигмергии — цифровая стигмергия.

Это непреднамеренные и субъективно полезные результаты действий большого количества людей, оставляющих цифровые следы в сети, на которые ориентируются другие люди.

Любой поисковик — чистая стигмергия: улучшать поиск помогает обработка человеческих обращений к различным сайтам. Рейтингование контента — также стигмергия: отмечая любимые фильмы, пользователи помогают делать выбор другим пользователям. Тем же способом может создаваться и новое знание. Например, несколько лет назад геймеры за два месяца разработали трехмерную модель протеина, способного противостоять вирусу СПИДа. С этой задачей пять лет не могли справиться крупнейшие суперкомпьютеры в пяти самых продвинутых центрах молекулярной биологии. Геймерам помогла специальная программа, которая использовала их непреднамеренные действия во время игры для построения модели.

Стигмергия оказывает колоссальное влияние на мысли и действия миллиардов людей — обладателей компьютеров, смартфонов, умных ТВ и чертовой тучи устройств интернета вещей. Она формирует стандарты массового миропонимания: что читать, куда пойти, что купить и за кого проголосовать. Ей мы обязаны невозможностью преодолеть разнообразные проявления «безумия толпы», ибо всё равно в топе любого поиска будут наиболее популярные новости, люди, события. А знания, почерпнутые из сети, — всего лишь результат интеграции миллионов «цифровых следов» других людей: умных и глупых, добряков и бандитов, честных и лжецов …

Мы оставляем “цифровые следы”, работая с любым приложением. А интеграторы этих следов узнают про нас многое

Интеграция при цифровой стигмергии, конечно, куда более продвинута, чем при муравьиной стигмергии — хитрые алгоритмы обработки больших данных вместо интенсивности феромонного запаха. Но тут спрятан другой капкан — возможность разработчиков манипулировать алгоритмами цифровой стигмергии по своему или проплаченному выбору.

В результате мир неуклонно глупеет.

  • Общество готово бездумно следовать единому маршруту, подчиняясь “безумию толпы”, порождаемому цифровой стигмергией:
    ✔️ нам приказали сидеть на карантине — сидим;
    ✔️ приказали, что все свободны — гуляем;
    ✔️ прикажут, что пандемия кончилась — забудем о ней в независимости от происходящего в реальности.
  • В то время повторяющиеся концептуальные ошибки правительств замыкают маршрут общества в круговорот, потворствующий ситуационно доминирующим предубеждениям большинства:
    ✔️ большинство предпочитает бояться пандемии — ужесточай меры вплоть до убийства экономики;
    ✔️ большинство устало от карантина, а бизнес в крутом пике — объявляй об окончании пандемии.

Так в США и возникла ситуация, названная Йонгом “спираль смерти”.

Резюмируя, скажем так.

  1. Преодолеть силу цифровой стигмергии, вовлекающей людей в «спирали смерти», столь же трудно, как и у муравьев. Нужен внешний сильный импульс, случайным образом переориентирующий путь за пределы «спирали смерти».
    Но этому импульсу будут противодействовать алгоритмы инфосети.
  2. Увы, но политики и правительства, — работают на стороне алгоритмов. В силу различных причин, которые здесь обсуждать не будем,

политики и правительства предпочитают следовать в кильватере коллективных предубеждений масс, формируемых в современном мире цифровой стигмергией.

Отсюда популизм. Отсюда бездумные и часто вообще безумные решения — лишь бы потрафить массам. Итог этого плачевен. Если вдруг сформировалась «смертельная спираль» ошибочных решений, выйти из нее можно лишь по случайности. Попробуте заставить поисковик вывести в топ ссылку на ваш инфо-ресурс, какой бы умный, честный и добрый он ни был. Даже Кремлю, Белому дому, ФСБ и ЦРУ вместе взятым это не по силам.

Но вернемся к ошибочным решениям правительства США, запустивших в стране “спираль смерти”.

Что же это за ошибочные решения

Вы можете прочесть это сами в изложении Йонга. А я попытаюсь дать свою — развернутую версию (в главном совпадающую с версией Йонга), оформив список причин в виде кликабельных заголовков собственных постов, посвященных каждой из причин.

1. Математически доказано — правильных стратегий борьбы с COVID-19 нет. Можно лишь оптимизировать потери, делая минимум грубых ошибок.

2. Сумбур — худшая из стратегий. Ибо при сумбуре на одни и те же грабли наступают много раз. А США (и не только, но здесь разговор о США) упорно продолжают стратегию сумбура.

3. Ситуация усугубляется тем, что в США две пандемии (и не только у них): пандемия бедных и пандемия богатых. Но этого не только никто не признает, но и предпочитают умалчивать.

4. Дураки полны уверенности, а гении полны сомнений. Когда же последнее слово в важнейших решениях за «очень стабильным гением», число бьющих по лбу граблей растет с ускорением.

5. Самые большие грабли в том, что смерть таится в толстом хвосте пандемии (когда она пойдет на спад, может случиться непредвиденное).

6. И потому весьма возможно, что на выходе из карантина ждет коронаджокер смертности. Но его не хотят видеть ни правительство США, ни финансовые аналитики. А если такое случится, инфодемическая паническая атака населения может смести власти США.

7. С учетом веса и роли США в мире, все вышеназванное ставит вопрос Джареда Даймонда — долго ли осталось жить земной цивилизации? Приводимый Даймондом ответ трудно назвать оптимистичным.

Джаред Даймонд — американский эволюционный биолог, физиолог, биогеограф, автор научно-популярных работ, тематика которых объединяет антропологию, биологию, лингвистику, генетику и историю.

Кто еще думает, как Даймонд

Подозреваю, что некоторые считают Джареда Даймонда «пиарящимся писакой типа Харари». И тогда что его слушать.

Тем более, что главный эксперт современной экономики — фондовый рынок еще с конца мая шлет один и тот же меседж.

— Пандемия заканчивается, и все будет ОК. «Коллективный иммунитет» уже достигнут во многих крупных странах, и поэтому для возвращения к нормальной жизни не нужно даже ждать вакцины.

Вот цитата из технического документа руководителя инвестиционной стратегии Seven Investment Management Теренса Молла, посланного на прошлой неделе старшему редактору отдела рынков Bloomberg Джону Отерсу.

«Продажи и прибыль компаний вырастут, особенно в США, а акции останутся высокими. Мы ожидаем, что акции авиакомпаний, циклических и промышленных компаний, пострадавших от Covid-19, вернутся к своим значениям. Мир должен вернуться в нормальное состояние не позднее, чем в ближайшие 12 месяцев. Раньше, чем вы думаете, коронавирус перестанет казаться ужасным кошмаром».

Такой оптимизм — не просто результат профессиональной деформации. Инвестбанкиры подвели огромную доказательную базу под свой оптимизм. Лучший пример — документ «Пандемия COVID-19» Адама Патинкина из David Capital Partners LLC, на 26 страницах приводящего море аргументов в пользу того, что коронавирус исчезнет сам по себе. Документ впечатляет. Единственное, что его портит, — концовка в стиле не инвестбанкира, а пропагандиста.

«Америка и американский бизнес — преуспеют на удивление хорошо в течение нашей инвестиционной жизни. В момент мрака и обреченности, важно иметь это в виду. Эта страна пережила все виды кризисов за последние 250 лет, и она переживет и этот тоже. Будьте оптимистичны. Лучшие дни Америки еще впереди.»

Однако, есть и мнения, далекие от оптимизма Молла и Патинкина.

Например, вышеупомянутый старший редактор отдела рынков Bloomberg Джон Отерс, напоминающий, что

«классический запрет признавать то, чего вы не знаете при инвестировании, остается в силе». И что «основания для оптимизма просто выглядят сильнее, чем оно есть на самом деле».

А самый сокрушительный удар по оптимизму радужных перспектив фондовых рынков нанес Deutsche Bank, опубликовав на прошлой неделе эпохальное исследование долгосрочной доходности активов, проведенное ветераном финансовой индустрии и Deutsche Bank AG Джимом Рейдом совместно с 4 коллегами.

Джим Рейд — глобальный руководитель по кредитной стратегии Deutsche Bank. Фото Manuel Casamayón

2020-е — эпоха хаоса

Главный вывод исследования вынесен в заголовок: «Эпоха хаоса — новая эра для экономики, политики и нашего образа жизни». Резюме остальных выводов можно прочесть в РБК, а подробней в уже упомянутой рецензии на этот отчет, написанной Джоном Отерсом «Наступающая эпоха хаоса будет благоприятствовать сырьевым товарам».

Логика Джима Рейда — лучший образец «классического запрета признавать то, чего вы не знаете при инвестировании». Только факты. И по большому счету, их всего три.

  1. Старая эпоха понятных и хоть как-то прогнозируемых трендов закончилась с приходом постнормальной пандемии.
  2. Новые тренды, из-за долгосрочных неопределенностей, будут складываться долго, — минимум, в течение всех 2020-х.
  3. А пока они не сложатся, десятилетие 2020-х, станет «эпохой хаоса» во всем: экономике, политике и образе жизни людей.

Рецензенты отчета, в целом, согласны с выводами Джима Рейда и его коллег. Лишь определение 2020-х меняется у разных авторов: «Ревущие 2020-е» у Reuters, «Шестая эпоха современности» у Marketwatch и т.д.

Впрочем, и мое название 2020-х, данное за 9 месяцев до выхода отчета Deutsche Bank — «Яростные 2020-е», — вполне себе ничего.

Но лучше всех, как обычно, оригинал. Определение Петра Турчина «Эпоха раздора», которую он предсказал для США еще 10 лет назад, а в 2016 описал в книге «Ages of Discord: A Structural-Demographic Analysis of American History».

Петр Турчин — профессор экологии и эволюционной биологии в Университете Коннектикута, автор «Ages of Discord: A Structural-Demographic Analysis of American History»

Об этом же мои посты:

Заканчивая пост, оставляем неотвеченным один вопрос.

Если США не выскочат из «спирали смерти, утащат ли они мир за собой?

Коллаж на основе Mear One “Revolution”. Источник https://mearone.com/

Даймонд полагает, что ответ определится в течение полугода. И это, скорее всего, верно.

________________________________

Если понравился пост:
- нажимаете на кнопку аплодисментов, — автору будет приятно :-)
- подпишитесь на
обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное».
Подпишитесь

--

--

Сергей Карелов
Сергей Карелов

Written by Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации

No responses yet