Чувство вины — наше ключевое эволюционное преимущество

Новый шаг в решении эволюционной головоломки «Зачем человеку совесть?»

Сергей Карелов
3 min readMar 6, 2018
Понтий Пилат из сериала “Мастер и Маргарита”

Новый шаг в решении эволюционной головоломки «Зачем человеку совесть?», заодно уточняет, почему Творец (Бог, природа, экспериментатор инопланетного сверхразума и т.д.) пошел иным путем, нежели создатели ИИ.

Речь идет о только что опубликованной работе «Когда хорошо чувствовать себя плохо: эволюционная модель вины и извинения».

Над вопросом «Зачем человеку совесть?» бьются давно.
Уточню. Под понятием «совесть» подразумевается связывающая воедино разум и эмоции способность оценивать свои поступки с позиции «хорошо-плохо для других», проявляющаяся в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести» (за плохие действия или недействия).

Эмоции — это нейро-программы, предустановленные в нас эволюцией. Их задача — увеличение шансов на выживание особи (а говоря шире, — когнитивной системы).

Некоторые эмоции действуют просто и понятно. Например, страх, дающий очевидное эволюционное преимущество его обладателю при, например, встрече с тигром (не обладающий им в должном объеме просто выбывает из эволюционной игры).

Эволюционную роль других эмоций, например чувства сострадания (см. здесь) или чувства справедливости, — понять сложнее. Последнее, к примеру, — вообще «галлюцинация», порождаемая в нас комбинацией трех других предустановленных нейро-программ: сострадания, зависти и корысти.

Но вот совесть-то нам зачем? Разве она помогает выживать и побеждать в конкуренции?
Оказывается, да. Причем выясняется, что

чувство вины и «угрызения совести» за свой недостойный поступок (или недостойное неделание поступка) — ключевой элемент для возникновения кооперации между людьми и, шире, — между любыми когнитивными системами.

Мозг человека — результат миллионов лет эволюции — интеллектуально мощнее любого из современных компьютеров. Однако, дальнейшее наращивание этой мощи уперлось в физические ограничения (размеры головы и тазовых костей женщины, необходимость последних ходить и бегать от врагов, сила тяжести на земле, прочностные и динамические характеристики тела).

Наращивать интеллект дальше, природа «решила» путем сотрудничества (про-социального поведения, кооперации) людей. Так родилась культурная эволюция и возникли сообщества, города, цивилизации — все, что выделило человека из живой природы и подняло на недостижимый для иных видов интеллектуальный уровень.

Но вот суперзадача — как скрестить в человеческой натуре противоречащие мотивации: к собственной выгоде и к общей выгоде (без которой кооперация невозможна)?

Люди — это изощренно хитрые и крайне изворотливые эгоисты. Как природа, путем эволюции, сумела их заставить испытывать чувство вины и «муки совести» — эволюционная головоломка.

Для ее решения используется междисциплинарный синтез эволюционной теории игр, эволюционной психологии, теории мультиагентных и когнитивных систем.

А в качестве «лабораторного стенда» используется повторяющаяся «Игра на доверие», также известная как Итерационная Дилемма Заключённого (если кто про такую не знает, читайте Википедию или смотрите ролик на 9 мин.

Кому интересно, как именно моделируют чувство вины с помощью всего 2х параметров (счетчика количества проступков против совести и порога, после которого муки совести нужно облегчить путем извинения или самонаказания) — см. здесь.

Вопрос о том, как встраивать чувство вины в «нечеловеческие когнитивные системы» см. в общем виде здесь и конкретней — по ссылкам работ Перейры (Pereira) и Со в списке ссылок работы «Когда хорошо чувствовать себя плохо: эволюционная модель вины и извинения».

Ну а новизна и ценность названной работы в том, что авторы, рассмотрев целый букет «совестливых стратегий» Итерационной Дилеммы Заключённого (кооператоров, перебежчиков, «триггеров вечной кары», лицемерных обманщиков), сумели убедительно показать:

в эволюционных моделях появление и развитие совести происходит автоматически, когда акторы взаимодействуют неоднократно в течение длительных периодов времени, и при условии, что издержки извинения низки или умерены, а проявление чувства вины трудно подделать.

Так и развилась коллективная деятельность людей, приведшая к неостановимой возгонке коллективного интеллекта. А заодно и тончайший механизм чтения чужих эмоций, позволяющий отличать лицемеров и прочих умельцев изображать фейковое чувство вины.

Об иных эволюционных стратегиях, способствующих обретению или потере доверия, как базы сотрудничества (со ссылками на полдюжины самых главных книг в этой области) см. здесь.

Ну а желающим сыграть в игру «Эволюция доверия» (увлекательная штука) сюда.

_________________________

Хотите читать подобные публикации? Подписывайтесь на мой канал вТелеграме, Medium, Яндекс-Дзене

Считаете, что это стоит прочесть и другим? Дайте им об этом знать, кликнув на иконку “понравилось”.

--

--

Сергей Карелов
Сергей Карелов

Written by Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации