3-й пик откладывается до следующей зимы

Карл Фристон об уроках текущего всплеска пандемии

Сергей Карелов
3 min readDec 10, 2020

Резюме основных выводов Фристона.

  1. Текущий всплеск — это не 2я, а вторичная волна (вторичные волны — это распространение вируса среди тех сообществ, которых вирус не достиг в ходе 1й волны; 2я волна — это повторное инфицирование ранее уже инфицированного населения из-за потери им эффективного (популяционного) иммунитета).
    Вот иллюстрация этого на примере Испанки.

2. Этот всплеск произошел в результате ослабления мер по ограничению контактов.
- Там, где население более осторожно реагировало на вторичный всплеск заражений (по сравнению с 1й волной весной), показатель уровня смертности оказался меньше весеннего.
— Там, где население забило на предосторожности — уровень смертности оказался выше весеннего.

3. Начавшаяся вакцинация меняет прогноз прихода третичной и 3й волн.
Согласно лучшему (best case) сценарию (с параллельной вакцинацией и программой активного выявления / отслеживания / изоляции) следующий пик откладывается до следующей зимы. В этом случае показатели пандемии (см. рис 1 — это для Британии):
- весной 2021 могут вернуться к уровню лета 2020, а к июню 2021 опуститься до нормального уровня;
— с сентября могут начать медленно расти, достигнув нового пика в рождественские каникулы.

Ожидаемый коэффициент воспроизводства (сверху), смертность (снизу) как функция
времени для Великобритании за 18-месячный период. Синим — сценарий вторичной волны при 32 месячном иммунитете. Оранжевым — сценарий 2й волны при 4-х месячном иммунитете. Источник [2]

Напомню, что месяц назад Карл Фристон поставил на кон свою репутацию, опубликовав «воззвание Фристона». Суть воззвания можно резюмировать так.

  1. Используемый во всем мире традиционный способ моделирования эпидемий не годится для руководства чувствительными ко времени политическими решениями, типа локдаунов и т.п. Такое моделирование завышает прогноз смертности на порядок, поскольку не учитывает неоднородности вирусного воздействия, восприимчивости населения и локальных факторов передачи инфекции.
  2. Предложенный Фристоном новый способ моделирования — динамическое причинно-следственное моделирование (DCM), — свободен от названных недостатков и дает весьма точные прогнозы (см. рис 2).
  3. При принятии политических решений в борьбе с пандемией следует срочно переходить на DCM прогнозы.
Точность модели DCM путем сравнения сравнения модели (цветные линии) и эмпирических данных (черные линии) кумулятивной смертности (верхняя панель) и кумулятивного количества новых случаев (нижняя панель) для нескольких стран. Источник [2]

Прошедший с воззвания месяц подтвердил 100%ную верность позиции Фристона.

Он не зря ставил на кон репутацию, ибо был уверен в своей правоте.

Вот только заметят ли все это большие начальники в медицине и политике, — большой вопрос.

P.S. Чего Фристон не писал в явном виде, но это следует из его анализа (см. рис под заголовком поста).

1. Россия наступила на грабли — показатель смертности вторичной волны оказался выше весеннего из-за того, что население забило на меры предосторожности.

2. Т.к. последние 5 месяцев Россия идет по трендам Британии с запаздыванием на 2–3 недели, можно предположить, что мы сейчас на пике вторичной волны.

3. Если в России не задастся c лучшим (best case) сценарием (с параллельной массовой вакцинацией и программой активного выявления / отслеживания / изоляции), то следующий подъем числа кейсов может-таки случиться уже в марте.

Подробней: [1], [2]

________________________

Спасибо за просмотр! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Всего доброго!

--

--

Сергей Карелов
Сергей Карелов

Written by Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации

No responses yet