Поиском иного разума на других планетах проект SETI занимается уже полвека. И пока безрезультатно. Космос молчит.
Тем временем, серия недавних открытий поставила крест на концепции когнитивной исключительности Homo sapiens. Мы — не венец природы, а лишь один из возможных вариантов разума, созданных эволюцией по различным «техзаданиям». Помимо людей, на Земле живут представители еще трёх вариантов разума, демонстрирующих сложное поведение, во многом не уступающее людям, а в чем-то и превосходящее (об этом я подробно писал здесь).
Существует единственная, но пока непреодолимая преграда для контакта людей с иным типом разума.
Мы не понимает их язык, а они наш.
Попытки понять язык иного…
В 2020-х расклад сил в технологическом соревновании стало предельно просто оценивать. Революция «Глубокого обучения Больших моделей на Больших данных» превратила вычислительную мощность в ключевой фактор прогресса практически всех интеллектуально емких индустрий: от разработки новых лекарств до новых видов вооружений. А там, где задействован ИИ (а он уже почти всюду) вычислительная мощность, вообще, решает все.
Формула превосходства стала предельно проста:
✔️ собери как можно больше данных;
✔️ создай как можно более сложную (по числу параметров) модель;
✔️ обучи модель как можно быстрее.
Тот, у кого будет «больше-больше-быстрее» имеет максимально высокие шансы выиграть в технологической гонке. …
Вакцинация от COVID-19 демонстрирует очередной поразительный пример раскола общества на два конфликтующих «племени», исповедующих диаметрально противоположные мировоззрения или, если угодно, идеологии: вакциноэнтузиасты и вакциноскептики.
И те, и другие были всегда по отношению к любым вакцинам.
Но как получается, что вакциноэнтузиасты — преимущественно, сторонники Байдена, а вакциноскептики — сторонники Трампа? Причем уровень поддержки каждого на выборах был тем сильнее, чем теперь выше степень поддержки или скептицизма к вакцинации от COVID-19.
Как говорится в популярном меме: «Совпадение? Не думаю».
Совсем недавно я писал в посте про «культурные войны инфоргов» о том, как поляризация мнений в соцсетях раскалывает общество на два враждебных племени.
…
Сильнейшее подкрепление моим постам об алгокогнитивной культуре, кардинально меняющей не только вектор развития человечества, но и самих людей, пришло от двух, возможно, самых известных философов, исследователей и авторов бестселлеров: Юваля Харари — автора знаменитого «Sapiens», и Даниэля Канемана — психолога и лауреата Нобелевской премии по экономике.
Их совместное позавчерашнее интервью «Глобальные тренды перекраивают человечество» (1,5 часа) ломает догматику современного мейнстрима академической науки о человеке и человечестве.
Вот самое важное из первых 15 минут этого интервью.
1. Мир вошел в новую эпоху абсолютной непредсказуемости. Эта непредсказуемость — следствие столь кардинальных изменений эволюционного пути Homo sapiens, подобных которым просто не было.
2…
Даже самые крутые из современных систем распознавания лиц, поз и жестов — просто детские игрушки по сравнению с системами слежки ближайшего будущего.
Новое поколение таких систем будет всевидящим оком, скрыться от которого будет не просто.
Более того.
Такие системы будут понимать, что мы делаем — гуляем, читаем, удим рыбу, играем на смартфоне, садимся в машину, открываем зонтик и т.д. и т.п. Они будут способны понимать поступки людей и прогнозировать их ближайшие намерения, подобно всезнающему богу.
Все эти фантастические возможности ИИ получит, если обучать его с помощью данный, собираемых специально оснащенными дронами.
Ведь в чем сейчас заминка? Просто не хватает данных…
Kаждый из нас на примере своего круга общения офлайн и онлайн может обнаружить тотальный поляризационный тренд.
Все три элемента этого тренда неприятны для общества. Но 3й — еще и…
8го апреля правительство США включило в черный список организаций, деятельность которых противоречит интересам национальной безопасности или внешней политики США, семь суперкомпьютерных центров Китая (официальный пресс-релиз).
Де-факто это значит, что:
— Эти центры теперь не смогут приобрести ничего (даже кофемолку) американского производства без специального разрешения правительства США.
— Ни одна компания мира, в здравом уме, не пойдет на нарушение этого запрета. Ибо она не только заплатит многомиллионный штраф, но и получит запрет на продажу всей её продукции в США.
То есть суперкомпьютерный Blacklist — это очень серьёзно.
Официальная причина запрета 8 апреля —
«эти организации участвуют в создании суперкомпьютеров, используемых военными…
✔️ Хотите эффективно повышать благосостояние, безопасность и стабильность — соглашайтесь с социальным контролем.
✔️ Тотальная слежка — важнейший элемент социального контроля.
✔️ Внедряйте в своей стране китайские технологии слежки путем подключения к китайским технологическим экосистемам.
Вчерашний выпуск FOREIGN AFFAIRS формулирует это так.
«Слежка — это факт жизни китайских граждан и, все чаще, тех, кто живет в странах, принявших китайские технологии слежки, от Эквадора до Кыргызстана. Что еще более тревожно, эта экосистема китайских технологий несет в себе набор ценностей, лежащих в основе китайского государства, — форму авторитаризма 21го века, сочетающую в себе социальный контроль и эффективность».
Никогда ранее в истории Китай…
Разные общества по-разному реагируют на нестандартные и экстремальные действия граждан, да и нормы поведения в разных странах сильно отличны: где-то майдан — это норма, где-то — не дай бог.
«Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы»
— исключительно важная и актуальная книга Мишель Гельфанд. Мишель — известный культурный психолог и авторитетный эксперта по «Теории строгости и свободы», объясняющей различия в силе социальных норм и наказаний в «строгих/жестких» (tight) и «свободных» (loose) культурах (рекомендую)
Социальные сети кардинально поменяли не только культуру наших коммуникаций, но и культуру обмена мыслями (суждениями, идеями, знаниями, опытом). В формирующемся у человечества принципиально новом типе культуры (будем называть её алгокогнитивная культура) люди в своих коммуникациях и обмене мыслями:
Самым сильным и очевидным следствием этого стало нарастание поляризации в обществе по любому мало-мальски актуальному вопросу: от политики и гомосексуализма до карантина и вакцинации.
В недавнем интервью известного социального психолога Джонатана Хайдта ему был задан вопрос…
Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации