Мы — боязливые обезьяны

Страх помог нам стать людьми

Сергей Карелов
3 min readMay 3, 2022

32-й президент США Франклин Делано Рузвельт — автор крылатого выражения:

«Единственное, чего нам следует бояться — это самого страха».

Но умей эволюция говорить, она бы ему ответила:

«Рузвельт, ты не прав!»

Интуитивное предположение — чем существо трусливей, тем это будет полезней для его выживания и размножения, — слишком упрощает реалии эволюции: если каждого куста бояться, — с голоду помрешь и потомства не оставишь, пребывая в постоянной тревоге и депрессии.

Но наши предки сумели как-то это преодолеть, став в итоге людьми в результате противостояния борющихся в них добра и зла. Результат этой борьбы внутри нас определяется тонкой настройкой нейро-химических алгоритмов, сформированных в результате миллионов лет эволюции (подробней в моем логриде “SAPIENTISSIMUS — Альтернативное будущее человечества (как борьба добра и зла внутри нас делает нас людьми”).

Эволюция превратила людей в уникальных существ, обладающий качествами, отсутствующими у животных. Ни одно животное не может быть столь отзывчивым, добрым и сострадательным, и в то же время — столь жестоким, агрессивным и безжалостным.

Мы одновременно являемся одним из наименее агрессивных, и наиболее агрессивным видом. Этот «парадокс агрессивности» позволил «третьему виду шимпанзе» (как назвал наших предков Джаред Даймонд в книге «The Third Chimpanzee: The Evolution and Future of the Human Animal») превратиться в царя природы — ультра-социальный вид, способный к неограниченно масштабируемой кооперации (подробней во 2й части моего вышеупомянутого логрида). О том же мой видео-рассказ (продолжения которого здесь).

Два новейших исследования уточняют биологические и когнитивные основы эволюционного триумфа людей.

Это делается путем детального сравнения поведенческого развития шимпанзе и людей в младенчестве, ведущего к пониманию того:

• что является уникальным для человека;

• из чего складывается ультра-социальность людей.

Исследования Тобиаса Гроссманна, многие годы целенаправленно изучающего и инструментально фиксирующего различия малышей шимпанзе и людей, все более расширяют спектр наших уникальных способностей.

Тобиас Гроссманн — проф. психологии униевера Вирджинии и директор Babylab универа Амстердама

В работе «Becoming uniquely human? Comparing chimpanzee to human infancy» установлено ускоренное просоциальное развитие двух дополнительных качеств: смех и успокаивающие ласки. Эти качества помогают младенцам людей становиться надежными и ценными партнерами по сотрудничеству. Они не только облегчают получение заботы матери, но и адаптивно повышает шансы на выживание и долгосрочное размножение в человеческих группах, построенных на отношениях сотрудничества.

А в только что вышедшей работе «The human fear paradox: Affective origins of cooperative care» показано, что уже в младенчестве люди более пугливы, чем шимпанзе. До сих пор считалось, что повышенная боязливость не является адаптивным качеством, т.к. увеличивает риск развития тревоги и депрессии. Но если это так, почему же эволюция развила боязливость у людей сильнее, чем у шимпанзе?

Гроссманн разрешает «парадокс страха» сформулированной им «Гипотезой боязливых обезьян»: в контексте совместного ухода и кооперации, уникальных для групповой жизни наших предков, повышенная боязливость была адаптивной.

Гипотеза основана на обобщении исследований с участием младенцев шимпанзе и детей, демонстрирующих связь между боязливостью, большей чувствительностью и точностью в обнаружении страха у других и повышенным уровнем кооперативного поведения.

________________________

Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях

--

--

Сергей Карелов
Сергей Карелов

Written by Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации

No responses yet