Надеяться на автократов? Но они идиоты

Так было всегда, просто с ковидом стало очень заметно

Сергей Карелов
3 min readJul 20, 2020
«Государство» — картина Максима Кантора, 1995 г.

В нонфикшен, как и в фикшен, главное — автор.

«Еще недавно нонфикшен читали ради информации. А сегодня главная книга нонфикшена называется Википедия. Каждый может собрать из нее любую книгу нонфикшен, сидя у экрана и щелкая мышью. Информация стала так доступна, что превратилась в водопровод знаний. Это совершенно необходимая вещь, но глупо думать, что оттуда польет шампанское. Тем не менее нонфикшен бывает совершенно замечательным только тогда, когда в него включается автор, когда информация пропущена сквозь автора, субъективизирована и наполнена им»

говорит один из любимейших мною авторов Александр Генис.

Сказанное стопроцентно соответствует не только самому Генису, но и другому моему любимейшему автору — Александру Эткинду, вчерашнее интервью c которым Инвест-Форсайт озаглавил «Новый кризис будет иметь характер Смутного времени».

Эткинд занимается культурной и интеллектуальной историей. Это смежные разделы удивительной междисциплинарной области гуманитарных исследований, позволяющей, если не понять, то хотя бы приблизиться к пониманию, почему мир таков и каким он мог бы (а возможно, еще и может) стать.

Интеллектуальная история изучает взаимосвязь идей, людей и событий — как новые прорывные идеи захватывают умы неординарных и сильных личностей, судьбы которых потом играют в истории роль «железнодорожных стрелок», перенаправляющих движение событий между альтернативными ветками истории.

В книгах и эссе Эткинда много замечательных примеров удивительных судеб людей, оказавшихся на сплетении мировых линий:

Культурная история природных ресурсов — тема 2х замечательных книг Эткинда, о последней из которых «Природа зла. Сырье и государство» он говорит в интервью Инвест-Форсайту.

Если еще не читали, — прочтите интервью, а следом и книгу. Это не о нефти и даже не о сырье, а о том, как устроен мир.

«Сегодня этот наш общий мир, в котором мы живем, мало кому нравится, он как-то разом потерял саму способность нравиться. Историки знают, что так уже бывало, и не раз: радикализация — черта кризиса. Возможно, это даже хорошо: мир не червонец, чтоб всем нравиться, а кризис не должен пропасть впустую. Плохо, что радикализация идет вразнос, странным образом расщепляя современные и дееспособные общества: США, Польшу и т.д. — ровно напополам, как будто кто-то заранее это рассчитал и потом разрезал, пользуясь завидно точными инструментами. Мир теперь не нравится всем, но одной половине не нравится в точности то, что нравится другой половине, и от этого всем все не нравится еще больше. В семье это кончается разводом, в обществах иногда вело к массовым миграциям. Но мир переполнен, миллионам людей разъехаться некуда. Остается надеяться на демократию, но она мало на что способна, когда успех решается полупроцентом голосов, в которые никто не верит. Можно еще надеяться на автократов, но они идиоты: так было всегда, просто с ковидом стало очень заметно».

________________________________

Если понравился пост:
- нажимаете на кнопку аплодисментов, — автору будет приятно :-)
- подпишитесь на
обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное».
Подпишитесь

--

--

Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации