При революциях роль личности и институтов 50 на 50

Это показал междисциплинарный когнитивно-социально-вычислительный анализ Французской революции

Сергей Карелов
4 min readNov 30, 2018
Анализ парламентских речей времен Французской революции. Источник http://www.pnas.org/content/115/18/4607

Авторы нового и совершенно оригинального исследования «Люди, институты и инновации в дебатах Французской революции» представили первое практическое доказательство продуктивности синтетического когнитивно-социально-вычислительного подхода к историческому анализу.

Французская революция привнесла принципы «свободы, равенства, братства» в процессы поиска ответов на повседневные вызовы управления страной, которая была тогда самой большой страной Европы. Эксперименты этой революции послужили моделью для будущих революций и демократий по всему миру.

Но сама эта первая из революций нового времени не имела модели для подражания.

Так как же, в силу каких факторов, идей и действий, — сложилась эта первая в истории модель, послужившая прообразом и основой десятков последующих революций?

Используя реконструированные и оцифрованные стенограммы дебатов, состоявшихся в первом революционном парламенте, авторы нового исследования провели количественный анализ того, как возникали, конкурировали, развивались или умирали политические, социальные и экономические новации революции.

Авторы использовали теорию информации для отслеживания создания, диффузии и уничтожения новых лингвистических паттернов (словесных шаблонов) в 45 тыс. выступлений тысяч ораторов, наговоривших около 5 млн. слов, проанализированных по 100 темам и вектору из 10 тыс. самых распространенных слов французского языка. При этом для каждого из шаблонов (ассоциируемых с одной или несколькими идеями) оценивалась динамика 3х показателей: новизна, степень недолговечности и резонансность.

Переломный момент в показателях “новизна-резонансность” парламентских выступлений до (слева) и после (справа) 2й половины 1790 г. Источник http://www.pnas.org/content/115/18/4607

Думаете, это бред? Бессмысленная обезьянья работа — тупо анализировать динамику трансформации десятитысячамерного пространства слов с помощью компьютера, не понимающего смысл ни одного из этих слов? …

Но подобным же образом компьютеры вышли на недосягаемый для человека уровень игры в шахматы и Го, ничего не понимая в этих играх. Понимания ноль, но каков результат!

И вообще, а что такое история?

  • Одна из трактовок говорит нам, что история — это события и их главные участники: анализ их взаимосвязей и взаимовлияний с учетом случайных факторов.
  • Иная трактовка считает, что история — это возникновение, развитие и падение конкретных идей.
  • Новейшая синтетическая трактовка (складывающаяся в последние годы на междисциплинарных стыках цифровой истории) говорит, что

история — это появление и развитие новых механизмов обработки информации и медиасред с учетом ролей отдельных лиц и институтов в использовании этих механизмов и сред для создания и распространении новых идей в пространстве и времени.

Говоря языком биологической эволюции мы должны понимать не только характеристики эволюционного отбора, диктуемые окружающей средой, но и динамику изменения мощности этого отбора во времени, а также сдвигов и неоднородностей в работе его механизмов и самой среды.

Количественно проанализировать это можно лишь одним способом — количественным анализом слов, сказанных основными акторами социально-революционных игр человечества.

Основой данного подхода является информационный анализ имеющегося корпуса текстов, релевантных анализируемому историческому периоду и отражающих временную динамику распространения и изменения шаблонов слов и словосочетаний среди ключевых ораторов — участников анализируемого исторического периода.

Т.е. подход похож на тот, что использовался в машинном обучении компьютера играть в шахматы и Го на недостижимом для человека уровне мастерства. А именно:

  • отказ от попыток вооружить компьютерные алгоритмы некой проникновенной логикой нахождения правильных ходов,
  • и переход на алгоритмы, предоставляющие компьютеру полную свободу (без каких-либо вводных со стороны человека — можно даже правила игры компьютеру не сообщать, пусть сам их выявит), просеивать горы больших данных игровых партий, выискивая в них некие игровые шаблоны, ведущие к победе.

При этом подходе машинного анализа гигантского корпуса документов мы видим не только следы сознательной битвы идей, но также, что еще более важно, видоизменение контуров нового риторического пространства.

И здесь фокус в том, что это видоизменение не было следствием преднамеренных действий со стороны каких-либо лидеров одной политической группы. Новые шаблоны слов, приходящие, например, с левой стороны политического спектра, подхватываются и видоизменяются на правой его стороне. В ходе исторических событий политические деятели не просто занимают разные идеологические позиции, но играют разные роли в пропаганде новых риторических моделей. И все вместе, как в сотрудничестве, так и в конкуренции, они изобретают новые механизмы коллективного управления информацией.

Возвращаясь же к итогам нового исследования,

лишь скажу о том, что меня в них больше всего впечатлило, как непрофессионала, но весьма интересующегося историей.

Историки и романисты веками дискутировали вопрос о роли личности в истории. Так вот, теперь можно считать этот вопрос закрытым (по крайней мере, для оценки Французской революции).

Объективный количественный анализ показал —

харизма и лидерский дух вождей революции оказывают на ход исторических событий примерно равное влияние, как и все политические, социальные и военные институты общества.

Иными словами, при революциях роль личности и институтов 50 на 50.

________________________________

Если вам понравился этот пост — не забудьте:

- нажать “палец вверх”;

- подписаться на обновления канала на платформе Medium;

- оставить комментарий.

Еще больше материалов на моем Телеграм канале«Малоизвестное интересное». Подпишитесь

--

--

Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации