Сочетание госпланирования с завинчиванием гаек — капкан для национального ИИ
Кейс Китая: все больше страхов и все обширней паралич ИИ-госпроектов
Еще совсем недавно шансы Китая превратиться в мирового лидера по ИИ многим казались очевидными. Но с каждым кварталом появляется все больше оснований усомниться в этом.
Главным тормозом на пути к мировому ИИ-превосходству становится сочетание госпланирования развития ИИ с нарастающим тотальным завинчиванием гаек.
Это только кажется, что все национальные программы развития ИИ похожи друг на друга. Они, как семьи, — каждая несчастлива по-своему.
Ну а главным несчастьем ИИ-нацпрограммы Китая является сочетание многоэтажного центрального планирования и контроля за развитием ИИ с политическим ужесточением и развалом без того плохо работающих институтов.
Всеобъемлющее госпланирование
Китайская система основана на политическом и правовом централизме. Характерной особенностью этой системы является всеобъемлющее госпланирование в форме разнообразных стратегий, дорожных карт, индустриальных и региональных проектов.
В случае четких целей и понятных способов их достижения, такой подход может работать.
Когда же путь неоднозначен, а порой и неясен, ответственным начинает казаться, что безопаснее вообще ничего не делать. Тем более, что в условиях эскалации репрессий любое проявление не то что инакомыслия, а просто инициативы, опасно. Результат — чиновники и политические деятели мотивированы к бездействию. А среди ответственных лиц растет страх и паралич.
Политическое ужесточение еще более ухудшает ситуацию, обостряя бюрократическую парадигму
— приоритет отдается политическим лозунгам и лояльности, пусть даже в ущерб эффективности.
Другая характерная особенность Китая, принципиальная для развития ИИ — институциональная неразвитость.
Суть управления развитием ИИ в демократических странах заключается не столько в грандиозных планах и звучных стратегиях, сколько в деталях того, как институты и индивиды влияют на роль ИИ в бизнесе, а также в жизни отдельных людей и сообществ. Именно в этом контексте ИИ, как представляется, выявляет и потенциально усугубляет недостатки в политических и правовых институтах Китая.
И хотя китайский план 2017 года не более расплывчат, чем любая другая национальная стратегия развития ИИ, но он ясно сигнализирует
✔️ не только о намерениях,
✔️ но и о политическом контроле.
Это не только объявление миру, что Китай станет мировым лидером по ИИ. Это и объявление внутренним институтам, что компартия Китая — это та власть, от которой зависит будущее ИИ.
Но чрезмерное внимание к контролю ИИ и к победе в мировой ИИ-гонке оказывает дополнительное давление на китайские институты и снижает их гибкость.
Старомодная бюрократическая борьба душит инновации. В разработке национального плана развития ИИ Китая участвовало не менее пятнадцати правительственных ведомств, имеющих долгую историю борьбы и конкуренции между собой.
Учитывая сложность ИИ как юридического понятия и политический стимул «побеждать» в управлении им, как эти институты должны сотрудничать?
А ведь распределение ответственности между комитетами отнюдь не ведет к автоматическому улучшению институтов.
В результате, централизованное планирование и контроль над развитием ИИ становится тормозом развития ИИ.
Отсуствие гибкости регулирования и институционального строительства
Сложность технологий и применений ИИ требует гибкости регулирования и институционального строительства. Вместо этого КПК уделяет большое внимание усилению бюрократического и идеологического контроля, что лишь снижает гибкость управления. Стремление к большему контролю также не приводит к развитию институтов.
В обстановке институционального паралича правительственные субъекты не имеют стимулов для внесения потенциально рискованных правовых новаций. Кроме того, КПК постоянно посылает абсолютно противоречивые сигналы:
- закрывает правовые пространства по всем направлениям,
- и одновременно не устает подчеркивать важность правового регулирования ИИ.
И выхода из этого противоречия нет.
Поскольку законодательные органы во всем мире, как правило, не спешат реагировать на появление ИИ, организации гражданского общества играют большую роль в зарождающемся развитии регулирования ИИ, т.к. могут спонтанно выступать в качестве контроллеров, как власти, так и частного бизнеса. Институт AI Now, например, опубликовал несколько отчетов о различном использовании алгоритмов и их влиянии на общество.
Но в Китае происходит обратное — подавление гражданских организаций, особенно правовых.
И еще два важных момента
Первый: гарантированная отдача или ответишь.
Большие национальные ИИ-инициативы требуют от местных органов власти изыскивать огромное финансирование. Поэтому многие из них уже сталкиваются с потенциально непосильным уровнем долга. Это заставляет их требовать обязательной отдачи от вложенных инвестиций. Но проекты ИИ далеко не всегда гарантируют отдачу. В результате многие финансируемые государством ИИ-стартапы предпочитают не заморачиваться и не рисковать с инновационностью технологий и бизнес-моделей.
Второй: квазинационализация технологических компаний.
Такая квазинационализация грозит любой технологической компании: от перспективных стартапов до крупнейших национальных рыночных игроков. По мнению аналитиков, тактика квазинационализации основана не только на скупке акций технологических компаний.
Не меньшую роль играет партийное давление на владельцев и топ-менеджеров техногигантов через партийные комитеты или напрямую, если они члены КПК. Последнее совсем не редкость. Например, один из самых известных корпоративных лидеров Китая соучредитель и исполнительный директор Alibaba Джек Ма вступил в КПК еще учась в колледже в 1980-х годах, хотя о его членстве в партии не было объявлено до конца 2018 года, когда он решил уйти на пенсию.
Подробней обо всем этом можно прочесть в In China, Planning Towards AI Policy Paralysis
Вот так непросто обстоит дело в Китае с государственным лидерством в развитии ИИ.
Только ли в Китае?
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь