Технологизация медитации — путь к Transhumanism Inc.
Через 8 дней читатели Виктора Пелевина узнают, каким он видит путь к трансгуманизму. Но уже из названия романа понятно, что речь не просто о переносе мозга в особое “баночное” измерение, а о технологическом улучшении умственных и физических способностей людей. Остается понять — как этого можно достичь. Судя по творчеству Пелевина, один из самых перспективных путей — ретриты для медитации. И самое поразительное, что новые исследования это подтверждают.
Практические прорывы в исследованиях нейрокоррелятов мозга при медитации, допускают скорую практическую технологизацию медитации в целях когнитивного совершенствования людей и даже обретения ими сверхспособностей.
Технологии погружения человека в измененные состояния сознания уже существуют. Например, транскраниально сфокусированный ультразвук (tFUS) или включение нейронной обратной связи, поощряющей желаемое измененное восприятие реальности. Но есть проблема.
До последнего времени было непонятно, к чему стремиться, воздействуя на мозг: при каких изменениях в работе мозга появляются те или иные когнитивные и физиологические усовершенствования наших способностей.
Первые научные подтверждения реального влияния духовных процессов при медитации на физиологические характеристики тела были получены Гербертом Бенсоном еще в 80-е.
Кто не в курсе, почитайте «Как научная попытка демистифицировать буддийскую медитацию дала поразительные результаты», и там же посмотрите расширенный трейлер фильма про это (1).
Исследование Бенсоном интенсивной техники «медитации внутреннего огня» подтвердило реальность следующих физиологических эффектов в ходе медитации:
- повышение температуры пальцев на 8+ градусов;
- снижение частоты дыхания до 6–7 вздохов в мин;
- снижение уровня метаболизма в состоянии покоя на 64%;
- возникновение асимметрии в активности альфа- и бета-волн между полушариями.
Эти эффекты впоследствии были дважды независимо подтверждены в 2000 и 2013.
Следовательно, дух может влиять на тело. Оставалось понять — как.
Прорыв в понимании, как это делает мозг, стал формироваться с появлением новых средств нейровизуализации: функциональной и структурной МРТ. А в течение последних пяти лет будто нарыв прорвался — исследования, обнаруживающие корреляцию активности нейронов с разнообразными физиологическими, когнитивными и поведенческими эффектами медитации, пошли косяком.
Главным выводом всех этих исследований стало понимание того, что нужно искать, и на что нужно смотреть — что именно меняется в мозге в результате разных типов медитации.
Оказалось, надо смотреть не на активность конкретных областей мозга и не на статическую «прошивку» нейронов. Надо смотреть через призму сетевой науки на динамику функциональной связанности нейронов.
В процессе медитации происходит изменение функциональной связанности двух сетей:
- сеть пассивного режима работы мозга (активная во время несфокусированного расслабленного блуждании ума)
- дорсальная сеть внимания (активная при поддержании внимания и сосредоточенности на чем-либо).
В результате облегчаются переключения между двумя названными сетями.
Тибетские монахи называют такой процесс повышением умственной гибкости — способность, позволяющая перестраивать структуру сознания, изменяя концентрацию — один из основополагающих факторов саморазвития.
Вот примеры интереснейших научных работ про это: (2, 3, 4, 5).
Подобные работы открывают фантастические перспективы создания технологий для обретения сверхспособностей, доступных сейчас лишь тибетским монахам после многолетней практики.
P.S. Почему и как меняется динамика функциональной связанности, объясняет новая теория «Универсальный фреймворк медитации», о которой будет рассказано в продолжении моего поста (6).
________________________
Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях.