Экономику ИИ нужно менять

Коронакризис, как предтеча ИИ-антиутопии

Сергей Карелов
5 min readJun 8, 2020
Дарон Асемоглу, Джозеф Стиглиц, Диана Койл: участники вебинара «Дискуссия о COVID-19 и экономике ИИ». Источник: https://www.fhi.ox.ac.uk/webinar1/

Ущерб от коронакризиса, в форме болезненных трансформационных воздействий пандемии на экономику и общество, будет колоссален и разнообразен.

Вот четыре уже просматривающихся серьезных вызова, с которыми придется столкнуться в ближайшие месяцы.

В сфере экономики.

1. Потеря сотен миллионов рабочих мест по всему миру, которая может стать одним из крупнейших обвалов спроса на рабочую силу в истории человечества.

2. Форсированный массовый технологический переход в онлайн. Это разрушит многие до того вполне успешные офлайновые индустрии, главными выгодоприобретателями чего станут гиганты цифровых корпорации.

В сфере отношений общества к институтам управления наукой и социумом.

3. Кризис экспертных знаний и того, в какой степени экспертиза (научная, социальная, политическая) может и должна служить основой для выбора политик, регламентирующих жизнь общества. Это ведет к краху доверия общества к институтам.

4. Усиление неравенства и бедности, раскручивающие маховик возгонки социальной и политической напряженности.

Все четыре вызова и их болезненные последствия для экономики и общества довольно очевидны. Однако, далеко не столь очевидным (по крайней мере, на первый взгляд) является

полное совпадение этих последствий с ожидаемыми последствиями расширения проникновения технологий искусственного интеллекта во все большее число сегментов жизни общества:

  • потеря рабочих мест,
  • разрушение офлайновых отраслей и укрепление цифровых гигантов,
  • кризис доверия к экспертам и институтам,
  • усиление неравенства,

— ровно эти последствия в последние годы называются в числе главных вызовов возможных сценариев ИИ-антиутопии.

И надо же было случиться пандемии COVID-19, чтобы миру представился шанс оценить, как может происходить переход к ИИ-антиутопии. Более того. В ходе адаптации к последствиям коронакризиса можно будет на практике разобраться в плюсах и минусах ответов на аналогичные, но еще более масштабные вызовы тотального распространения ИИ. И тем самым попытаться изменить какие-то важные моменты, дабы избежать наихудших сценариев.

Эта тема стала предметом «Дискуссии о COVID-19 и экономике ИИ» трех суперзвезд современной экономики: проф. Джозеф Стиглиц — лауреат Нобелевской премии, старший вице-президент и главный экономист Всемирного банка и бывший председатель Совета экономических советников президента США; проф. Диана Койл — кавалер ордена Британской империи, член Академии социальных наук, бывший советник казначейства Великобритании; Дарон Асемоглу — Institute Professor MIT, член Национальной академии наук США, входит в ТОР10 самых цитируемых экономистов мира.

B ходе дискуссии докладчики обсудили все четыре ключевых вызова. Каждый из этих вызовов весьма интересен и по-своему важен. Но этот пост, к сожалению, не резиновый. И превращать его в лонгрид мне не хотелось бы.

Поэтому приведу здесь лишь резюме из сказанного докладчиками по 1-му вызову — потеря миллионов рабочих мест. О трех других вызовах напишу как-нибудь потом.

Вот как видятся навскидку потери рабочих мест вследствие коронакризиса в США.

А вот так выглядит прогноз потерь рабочих мест в США, вследствие трёх волн ИИ-автоматизации:

  1. вовсю идущей алгоритмической волны AI,
  2. начинающейся волны усиления интеллекта IA (Intelligence Augmentation),
  3. и сдерживаемой до поры этическими и юридическими спорами 3й волны искусственного автономного интеллекта AAI (Artificial Autonomous Intelligence).

Как видите, масштабы сопоставимы — миллионы рабочих мест. Но степень изменений для разных индустрий сильно отличается.

  • От коронакризиса, сильнее всего страдают теряющие рабочие места отели, рестораны и ритейл.
  • А от ИИ-автоматизации –транспорт и склады, производство и строительство.

Вот что говорят докладчики про этот вызов

  1. Есть два класса технологий:
    замещающие человека (это автоматизация — замена человека, напр. станки с ЧПУ, роботы, автономный транспорт); эти технологии сокращают долю рабочей силы;
    дополняющие человека (это расширение возможностей человека, — от смартфона до генеративного дизайна); эти технологии не сокращают долю рабочей силы, а зачастую, увеличивают ее).
  2. До 1987 внедрялись оба класса технологий, в результате чего реальная заработная плата на душу населения росла на 2,4% в год. Этот рост был обусловлен главным образом ростом средней заработной платы, подкрепленной улучшением перспектив трудоустройства для большинства работников.
    После 1987 картина сильно отличается. Реальная заработная плата на душу населения росла только на 1,33% в год и практически прекратила расти с конца 1990-х годов.
Источник: http://ftp.iza.org/dp12293.pdf

Причина в ставке на автоматизацию: делается гораздо больше замещающих технологий, и все меньше доля дополняющих.
Почему так? Из-за налоговых приоритетов. Налоги на рабочую силу вот уже 30 лет примерно постоянные, а налоги на капитал, особенно на SW и HW, постоянно снижались, стремясь к нулю. Поэтому мы субсидируем использование капитала и в то же время облагаем налогом использование рабочей силы.

3. Коронакризис ведет к тому, что фирмы будут использовать все больше и больше ИИ для замены рабочих (например дроны вместо курьеров), потому что карантинные блокировки делают наём рабочей силы еще более сложным для фирм. В результате спрос на машины растет экспоненциально. Таким образом, на фоне очень быстрой и, возможно, уже чрезмерной автоматизации, теперь есть опасность, что мир собирается лишь усугубить положение использованием худшей из двух моделей — недостаточно использовать ИИ для расширения возможностей человека и слишком много — для замены людей.

4. Но путь развития технологий не предопределен заранее. Мы должны обратиться к государственным институтам. Только они могут помочь правильно переориентировать направление прогресса технологий. Выбор крупных корпораций и университетов, а особенно, выбор регулирующих органов в переориентации цифровых технологии, и в первую очередь, технологий ИИ, будет играть решающую роль в том, каким будет ответ общества на оба вызова: коронакризиса и ИИ-антиутопии.

Иными словами, экономику ИИ нужно менять. Иначе приоритетной волной ИИ-автоматизации для гражданских применений останется сегодняшний мейнстрим ИИ. А 3я волна (автономного ИИ) придет не только в виде самоуправляемых авто, но и проявится в новейших системах вооружения.

Что же до 2й волны — усиления интеллекта и создания “интеллектуальных кентавров”, то она, без специальных экономических стимулов, может так и остаться почти незамеченной. Примерно так, как это происходит сейчас.

________________________________

Если понравился пост:
- нажимаете на кнопку аплодисментов, — автору будет приятно :-)
- подпишитесь на
обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное».
Подпишитесь

--

--

Сергей Карелов

Малоизвестное интересное на стыке науки, технологий, бизнеса и общества - содержательные рассказы, анализ и аннотации